Каркасные байдарки как класс гребных лодок для спорта и активного отдыха.

Прародителями нынешних байдарок и каяков стали лодки, которые строили народы севера из древесины, костей и кожи морских зверей. Со времён появления первых каяков прошли сотни лет: шкуры зверей сменили на брезент и ПВХ, а алюминий и пластик пришли на замену костям. Сегодня мы поговорим о каркасных байдарках — прямых потомках древних байдарок и каяков северян.

«Каркасники» - довольно универсальные лодки, но их стихия скорее большие водоёмы, нежели порожистые горные реки. До появления дешёвых пластиков и лёгких композитных материалов, большинство байдарок у в России строились по каркасному принципу. Обусловлено это было, в первую очередь, компактностью таких каяков в разобранном виде и лёгкостью их транспортировки, ведь автомобилем владел далеко не каждый советский человек.

Знаменитые советские каркасные байдарки:
- «Луч». Выпускалась в 1953—1958 гг. Пожалуй, старейшая советская каркасная байдарка, которая изготавливалась серийно.
- «Ладога». Выпускалась в 1964—1965 гг. Каркасную байдарку с таким же названием и сейчас делает Санкт-Петербургская фирма «Тритон».
- «Салют». Не первая, но совершенно легендарная байдарка, которую одноименный завод выпускал с 1965 по 1979 год. Её появление совпало с расцветом туристического движения в СССР. До сих пор в интернете без особого труда можно найти и купить весьма неплохо сохранившийся экземпляр этой лодки.
- «Таймень». Модель, которая пришла на смену «Салюту». Былинность её такова, что каждый уважающий себя байдарочник в России (и СНГ) обязан иметь пусть единичный, но опыт сборки «Тайменя», чтобы не посрамить себя в глазах коллег по веслу.

Из тех лодок, что выпускаются в настоящее время стоит отметить «Ладога», «Вектор» и «Варзуга» производства фирмы Тритон (Россия, СПб), «Нерис» производства фирмы НЭРИС (Украина) и «Маринка» производства Мастерская ФМК (Россия, Подольск).

Устройство большинства каркасных байдарок однотипное: форштевень, кильсон и ахтерштевень, шпангоуты, стрингера, мидельвейсы и фальшборта, образующие кокпит. Некоторые модели комплектуются рулём, дополнительно устанавливаются аутригеры и парусное вооружение.

«Шкуры» (оболочки каркаса) бывают закрытые, оставляющие только «очки» для гребцов, а бывают открытые, фиксирующиеся фальшбортами. В случае с открытой шкурой, для упреждения попадания в байдарку воды, используется крышка кокпита (в народе - «фартук»), а очки всегда закрываются «юбками», которые надеты на гребцов.

Если в каркасной байдарке нет штатных надувных элементов, то для повышения плавучести такая лодка комплектуется надувными емкостями, которые размещаются на кормовой и носовой её частях.

К плюсам этого типа байдарок можно отнести компактность разобранной конструкции, вместимость в собранном виде и универсальный строй, который даёт достойные скоростные характеристики, порой не уступающие пластиковым каякам, с сохранением хорошей остойчивости. Не смотря на кажущуюся сложность, многосоставная конструкция каркасной байдарки ремонтопригодна и достаточно надёжна. Автор этой статьи лично не раз ломал и потом чинил «Таймень» в полевых условиях.

Есть у каркасных каяков и минусы — это значительный вес, в сравнении с надувными, сложность сборки и большое количество элементов каркаса, которые можно сломать, потерять или забыть дома.

Резюмируя, можно уверенно сказать, что каркасные байдарки — отличный вариант для тех, кому уже мало возможностей надувнушек, а пластиковые каяки слишком сложны в транспортировке и проблемны в хранении.

Схема каркасной байдарки Нерис