Блог Ахтилахти

Поход по острову Кильдин, день 1й

Путешествие на Кильдин, день 1й

image
3 часа дороги из Мурманска привели нас в Териберку, где у причала уже стоял наш катер - небольшое рыболовецкое судно с каютой на 4 человека, крохотной рубкой и открытой палубой. Причал в Териберке толи не рассчитан на маленькие суда, толи мы всё время попадаем в отлив (а Баренцево море тут пляшет примерно на 3 метра), но факт остаётся фактом: погрузка людей и вещей на судно всегда становится отдельным приключением. Но вот все на борту и, немного поворчав, катер неспешно покидает бухту. Я люблю море, корабли и момент отхода от причала: есть в этом какая-то особая романтика, задумчивая и неопределенная.
Скрылись из виду последние териберские домишки, водопад и батарейная гора, а вместе с ними пропал и скоростной интернет, оставив нас без соцсетей и публикации фотографий, коих набралось уже штук по 50 у каждого. Кто-то из ребят начал подмерзать и жался к рубке и теплой выхлопной трубе нашего небольшого судёнышка. Мы держали курс на Кильдин, до которого около 60 км или же 3 часа хода с нашей скоростью.

image
"Киты" - закричал кто-то на палубе и все рванули к корме и начали всматриваться в бесконечную серую гладь Баренцева моря. И правда, вот ещё горб и ещё один: сомнений нет - это действительно киты! Чаще всего в этих водах можно наблюдать финвалов (киты-полосатики) и, судя по плавникам, это были именно они. Спустя час к китам, коих мы встретили уже 3 раза, присоединилась группа гренландских тюленей и, но тут я могу ошибаться, один морской заяц, лениво валявшийся на скалах острова Малый Олений и не обращавший на нас особого внимания.
image
Знаменитый в узких кругах рефрежератор "Берег Надежды" уже наполовину распилили на металл. Вроде и правильно, но объект был интересный и вызывавший у большинства туристов неподдельный интерес: такое огромное судно и так далеко выбросило море на берег. Впрочем у нас больше вопросов возникло о логистике рабочих и техники, которые разделывали остатки этого судна: пара экскаваторов, один грузовик, две-три бытовки и дикая тундра вокруг. Как всё это сюда привезли и как отсюда увозят эти огромные куски металла? Арендуют десантные катера у военных? Вопрос остался открытым... Пока мы разглядывали "Берег Надежды" наш баркас подошёл к посёлку Восточный Кильдин, с которого и начинался наш поход. Встав на бочку (эдакий плавучий якорь, к котором можно привязать своё судно) мы перевезли моторкой людей и рюкзаки на берег. Восточный Кильдин - это пара тройка сезонно-жилых домов. Мурманские мужики тут ловят рыбу и организуют небольшую турбазу: не знаю дёшево ли, но точно сердито. Впрочем выбирать на Кильдине не приходится.
image
Первую ночь мы провели под маяком Кильдин Восточный, близ озера Могильное. Маяк - это действующее навигационное сооружение советской постройки, работающее в автономном режиме. Вокруг много военного мусора не представляющего большого интереса, да и озеро, надо сказать, вау-эффекта не вызывает. Да, оно необычное по характеристикам и составу (гугл в помощь), но на этом его особенности заканчиваются: водоём как водоём. Кстати да, оно солоноватое, но на кашу вода вполне сгодится: всяко лучше, чем из Баренцева моря. В поисках пресной воды мы наткнулись на едва заметное старое кладбище, которое, вероятно, когда-то и дало название озеру. Могилы без табличек и дат, видны остатки крестов, одна бетонная пирамидка и одна металлическая со звездой. Судя по всему тут не хоронили с 40х годов, а ряд могил можно отнести к началу XX века. Кладбище находится у северо-северо-восточной части Могильного озера, ориентир - большой поминальный крест и пара ДОТов в 500-700 м друг от друга. Вечером выглянуло солнце и погода будто бы нам благоволила, а незаходящее солнце напрочь сбивало привычный график отбоев и подъёмов. Обследовав округу, мы переместились к костру и после вечернего (или ночного?) чая разбрелись по палаткам: впереди нас ждал первый ходовой день.