Блог Ахтилахти

Поход по острову Кильдин, день 2й

Путешествие на Кильдин, день 2й

Утро началось под стук мелкого дождя по палатке: самый неприятный звук в походе. Но это был не совсем дождь, а, правильнее сказать, дождевые облака, прижавшиеся к земле. Мы проснулись в "молоке". Пригодился тент, который мы растянули над старым окопом и подперев трекинговыми палками сделали себе сухую столовую.

image
К дождю надо относится философски ;), особенно, когда путешествуешь по Кольскому полуострову. Поход без дождя здесь - это большая редкость, а посему северные туристы выглядят не как холёные путешественники на треке к Эвересту, а как сброд, который напялил на себя всё что было, лишь бы не промокнуть. Я сам уже несколько лет как перешёл с влаго-ветрозащитных курток на пончо, чего и всем советую - действительно толковая вещь и стоит сравнительно не дорого. Облачённые в эдакие плащи и похожие на паломников мы вошли в облака.

Через час пути появилось стойкое чувство влаги в ботинках, через полтора в них уже предательски хлюпало, а через два, когда мы подошли к Сундукам, я корил себя, что из двух видов обуви, лежавшей в багажнике авто, я выбрал трекинговые ботинки, а не резиновые сапоги. Но черт с ними с ногами, когда над тобой возвышается громадный утёс северной оконечности Кильдина, а берег манит остовами потерпевших крушение кораблей! Кстати, про Сундуки - это скальные останцы, стоящие в две группы по 3-4 скалы в каждой в 20-30 метрах от линии прибоя. Их высота составляет порядка 5-7 метров и, по-правде говоря, ничего сверхъестественного они из себя не представляют. Вокруг них лежат тонны прибрежного мусора и, не найдя чистого общего ракурса, я забил на съемку пейзажей и начал фотографировать крупные планы и ребят, осматривавших эти скалы.

image
Я, вообще, люблю прибрежный мусор: старые и новые рыболовецкие буи, торпеды, резиновые сапоги, деревяшки разных форм и размеров. Девочки даже нашли спасательную капсулу с запиской и двумя фамилиями на ней: всё никак не дойдут руки отправить информацию в МЧС, да и торопиться уже бессмысленно: дата в капсуле - 2017 год и ,если эти бедолаги реально потерпели кораблекрушение, то им поможет разве что священник.

Дождь лил не переставая, то накрывая нас густым туманом, то тарабаня по пончо. Настроение группы чудом держалось на положительной отметке и даже остатки старого советского траулера СРТ-188 (потерпел крушение 13 января 1953 года) пошёл осматривать только я, пока остальные обреченно брели дальше по тропе.

image
На северном берегу Кильдина есть как минимум места с остатками судов и самое атмосферное из них - носовая часть транспорта класса Либерти William H. Webb, который, по скупым данным из интернета, сел здесь на мель 2 января 1946 года.

Руины кораблей похоже интересовали только меня, но войдя в судно я понял, что настало время звать остальных: носовая часть настолько огромна, что вместила бы одновременно 50 человек и, пользуясь тем, что нас было всего 10, мы не отказали себе в удовольствии организовать здесь обед: с верхней палубы в трюм, где мы расположились, стекали ручейки пресной воды, которую мы сразу нарекли водой "со вкусом истории". Выпив горячего чая с салом и приправив всё это быстроприготовимым супом мы более-менее пришли в себя после сырого перехода и нехотя полезли под рюкзаки. Вообще, плановая ночёвка должна была быть в районе руин William H. Webb, но лагерю под дождём и на ветру мы предпочли неизвестность и уют одного заброшенного посёлка в 3-4 км от нас - нужно было только дойти.

image
Преградой на нашем пути стал пресловутый утёс, лишь в одно месте относительно пологим склоном, смотрящий на море. Почему относительно? Горка в 60 градусов всяко лучше 90-градусного обрыва. Вообще, ничего сложного там не было, но девочкам этот момент запомнился как самый "опасный" за всё путешествие. 30 минут адреналина и мы поднялись на плато острова Кильдин.

Вокруг царило белое безмолвие молока и мы сомкнули ряды, чтобы не потерять друг друга в облаках. Заветную цель - дома - мы видели только на навигаторе. Последние километры давались тяжело: за день мы прошли больше плана и отчасти по пересеченной местности. Но вот из тумана стали появляться постройки: солдатская столовая, котельная, казарма и офицерская трёхэтажка. Крыши и перекрытия ещё сохранились, но внутри творится страшная разруха: полы и даже стены зачастую выломаны, окна выбиты вместе с рамами, всё что можно было разрушить — разрушено.

image
От идеи поставить палатки под крышей решили отказаться и встали перед одноэтажной казармой на самом ровном месте в любой в/ч - на плацу. Казарма стала для нас столовой и верандой. Из остатков полов, которые один чёрт ломались под ногами, мы собрали костёр прямо внутри здания и сушили на нём вещи. Зрелище было жалкое, но на тот момент это был просто какой-то олынклюзив. Усталость взяла своё и после ужина большая часть ребят разошлась по палаткам, а оставшиеся сидели у костра, пытаясь просушить свои носки и ботинки.

image
Поймав сеть мы запросили у товарищей с «материка» прогнозы погоды, но ответ был не утешительный: лить будет ещё день, поднимется ветер, а температура останется на отметке в 10-12 С. Информация печальная, если учесть, что сухих вещей толком не осталось. Ну да ладно: утро вечера мудренее.