Блог Ахтилахти

Первопроход маршрута "Хейнйокский пролив" в 2019 году

Первопроход маршрута "Хейнйокский пролив" 10-12 мая 2019 года

Каждое путешествие достойно пары строк, а наш сплав по Хейнйокскому проливу достоин полноценного отчёта: столько приключений пришлось пережить участникам этого тура.

image
3 дня, 50 км
Начнём с того, что майские праздники в этом году вообще выдались непростые: группу в Ладожских шхерах встретил снег и заморозки, чего не было на нашей практике ни разу за последние 15 лет. Мы подробно писали об этом ТУТ.

Вторые майские мы решили посвятить разведке нового маршрута по Хейнйокскому проливу. Это остатки перемычки 3000-9000 лет назад соединявший Ладогу, Сайму и Выборгский залив в единую водную систему. Ныне Карельский перешеек поднялся над морем и пролив практически исчез, оставив от себя цепь озёр, соединённых обмелевшими протоками. Маршрут привлёк нас своей новизной: по нему крайне мало ходят туристы и какой-либо информации или отчётов интернете практически не сыскать. Больше исторической информации о маршруте в отдельной статье.

image
Технически Хейнйокский пролив - это озёрный каякинг с элементами некатегорийного сплава: на маршруте встречено 5-6 сливов (шиверы, пороги, быстрины), из которых 1 требует обноса и 1 рекомендуется к обносу для неопытных гребцов или несоответствующих плавсредств. Протяженность нашего маршрута составила около 60 км. Старт на озере Большое Градуевское, финиш в Выборге. Есть удлинённый вариант с прохождением из Вуоксы, но мы его не рассматривали из за сроков и большого обноса в районе Вещево (собственно Хейнйокский порог).

Первое впечатление от маршрута - красиво. Это не совсем Ладожские шхеры, но природа Карельского перешейка и гранитные валуны похожи на северную Ладогу. Пейзажи и природа являются чем-то средним (и географически и визуально) между Ладожскими шхерами и Выборгским заливом. Стоит ли здесь побывать? Несомненно! Но либо по большой воде (а у нас, суда по ориентирам было около +50 см), либо готовиться к обносам и большому числу шивер.

image
Список сложных участков:
1. Протока оз. Большое Градуевское - озеро Сибирское. Стремнина 30-40 метров с высоким мостом. Опасности не представляет.
2. Протока оз. Кривецкое - оз. Соколиное. Стремнина 50-70 метров. Опасности не представляет, но у нас кильнулись две лодки: одно при неправильном прохождении пешеходного моста, вторая - при попытке помочь первой. Остальные 9 лодок прошли без проблем.
3. Протока между оз. Кунье и оз. Большое Лисицинское (участок ниже просеки газопровода). Стремнина 500 метров, заканчивающаяся непроходимым (на байдарках Викинг 4.7 при нашем уровне воды) автомобильным мостом и порогом под ним. Спешиваться и заранее просматривать мост обязательно!
4. Пролив Рапукоски между оз. Большое Лисицинское и оз. Смирновское. В сути своей - руины старого финского моста. При нашей воде мы провели через порог без потерь 2 байдарки и кильнули 3ю. Из за травмы участников оверкиля больше решили не рисковать и остальные байдарки потащили в обнос. Порог для неопытных гребцов сложный, замусоренный, можно повредить лодку.
5. Мосты в районе платформы Пальцево. При нашей воде были проходимы без проблем - несколько стоячих волн и пара быстрин. Не исключено, что при малой воде появляются шиверы.
6. Мост под Светогорским шоссе в восточной части озера Краснохолмское. Интенсивный слив и низкий мост. Вероятно, что при низкой воде здесь порог.
7. О-в Перепутный нужно проходить из Белечьего залива правой протокой.

Эти скромные описания не в коем случае не являются руководством к действию и не отменяет просмотр порогов и шивер перед их прохождением.

image
Возвращаясь к самому походу, хочется ещё раз повторить фразу "Спасибо, что без снега". Вечер первого дня встретил нас внезапно, но вовремя налетевшей грозой (мы уже успели поставить палатки и растянуть тенты).
Второй день ознаменовался дождём, практически без перерыва идущим всю вторую половину дня. В сочетании с порогами, обносами, сходом с маршрута двух участников и резким похолоданием - второй день дался группе тяжелее всего. Но, "Что мы говорим смерти? Не сегодня!" :) Вечера у костра с кружечкой глинта и тарелкой каши с тушенкой возвращали нам радость жизни и драгоценное тепло.
Третий день ознаменовался длительным переходом через Сайменский канал (фактически по нашему новому однодневному маршруту в Выборге https://ahtilahti.ru/vyborgskij-zaliv) и бухту Защитная, Выборгского залива. Ветер в лицо отнимал у нас последние силы, но подойдя к парку Монрепо мы увидели первые проблески солнца. Настроение коллектива сразу улучшилось (возможно благодаря плотному перекусу и скорому финишу) и сделав круг почёта вокруг Выборгского замка мы финишировали на набережной города Выборг. Маршрут был успешно пройден.

image
Отдельно хочется отметить стойкость женской части группы (численно преобладающей). Всё выдержали стойко и мужественно! Евгении - скорейшего выздоровления и удачи с Олей на ПГМ2019 ;) Ахтилахти с вами! Всему коллективу спасибо за слаженную работу и общую адекватность!

Ну и если вам спокойно не сидится в городе и хочется рубилова и хардкора - вы знаете к кому обращаться ;)