Лодки этого класса уверенно закрепились на рынке и охотно используются водными туристами. За что любят «надувнушки» — расскажем в нашей новой статье.
Когда появилась первая надувная байдарка — неизвестно. Можно лишь предположить, что это произошло во второй половине XX века, когда в массовое производство пошли привычные нам надувные лодки, а резина стала появляться в обиходе простых граждан. Достоверно известно одно: бурное развитие надувные байдарки стали переживать в 1990х-2000х годах и этот процесс продолжается до сих пор.

Конструкция надувной байдарки достаточно проста: её основа — 2-4 бортовых баллона, за счёт давления воздуха в которых создаётся форма лодки. В некоторые модели добавляют деку (своего рода приклеенный фартук), металлические и пластиковые элементы каркаса и плавники.

Почему же «надувнушки» стали популярны? Рассмотрим плюсы и минусы этой конструкции.

Надувные байдарки

Плюсы надувных байдарок:
— Цена. В России стоимость надувного каяка начинается примерно от 30000 рублей за новую двухместную лодку.
— Простота производства. Надувную байдарку, при наличии определённых навыков и нехитрых инструментов, можно смастерить даже дома. На профильных производствах же, в отличие от квартиры, просто оптимизируют ряд работ, дабы стандартизировать качество выпускаемых изделий и поставить изготовление на поток.
— Вес. Двухместный надувной каяк весит порядка 17-22 кг.
— Габариты в собранном виде. Средний размер упакованных «двушек» этого класса — 100х40х40 см. Для транспортировки не нужны тележки, а на крышу машины не нужен багажник — надувная байдарка в собранном виде легко войдёт в любой автомобиль.
— Скорость сборки. Опытный человек в одиночку соберёт «надувнушку» с элементами каркаса за 15 минут. Стоит ли вспоминать как долго собирается старичок «Таймень»?
— Остойчивость. Подавляющее большинство представителей этого класса - «пузатые», т.е. достаточно широкие лодки. Совершить непреднамеренный «оверкиль» (перевернуться через борт) в спокойной воде на них крайне затруднительно. Именно поэтому мы используем надувные байдарки в турах и сплавах для новчиков — эти суда идеальны для обучения гребле и каякингу.
— Условная непотопляемость. В конструкции надувных байдарок присутствует от 2 до 6 надувных баллонов: порвать все и сразу - непростая задача. И даже если эту задачу выполнить, то байдарка наверняка ещё 10-15 минут будет держаться на плаву.
— Малая осадка. В среднем, это цифра 10-15 см, в зависимости от строя конкретного каяка. Такая осадка позволяет проходить мелкие участки водоёмов: шиверы и отмели.
— Грузоподъёмность. Двухместная надувная байдарка способна принять на борт около 300 кг груза, включая вес гребцов.

 

Минусы надувных байдарок:
— Ходкость. Надувные байдарки уступают в скорости каркасным и пластиковым на 2-3 км/ч при прочих равных и отсутствии ветра.
— Полезный внутренний объём. Из-за больших бортовых баллонов в надувной байдарке мало места для размещения вещей: кое-что приходится крепить снаружи на деку. Впрочем, в пластиковых каяках места ещё меньше.
— Парусность. Большие баллоны и закреплённое снаружи корпуса байдарки снаряжение создают изрядную парусность: против ветра идти на таких каяках значительно тяжелее, чем на пластиковых и каркасных.

Надувные байдарки

Надувные байдарки, распространённые в России.


Список самых популярных производителей надувных байдарок в нашей стране:
— Викинг, производства фирмы «Акваграфика». В своих турах мы используем модель «Викинг 4.7», которая хорошо себя зарекомендовали на спокойной воде и некатегорийных сплавах. В этих лодках есть ряд элементов каркаса, образующих киль, полушпангоут и форштевень, что положительно сказывается на управляемости и прочности изделий, выделяя их из других «надувнушек».
— Хатанга, производства фирмы «Стрим». Аналог байдарок «Викинг», с незначительными отличиями в конструкции (в своё время эти производители работали вместе). Есть модели с килем и без.
— Щука, производства КБ Сталкер. Неказистое с виду судно, которое пользуется популярностью у некоторых любителей сплавов по бурным рекам. Элементы каркаса отсутствуют, а дека представляет из себя ткань типа «тент». Очень своеобразная лодка :)
— Вольный ветер. Довольно распространённые «надувнушки» с каркасом и без него. Большинство моделей в исполнении без деки.
— Тритон. Самые дорогие из надувных байдарок на отечественном рынке, но это оправдывается прочностью конструкции и качеством исполнения. Впрочем, у тех же Викингов и Хатанг качество сборки ни чуть не хуже, а ценник ниже.
— Декатлон. В продаже в России есть только одна модель с любопытным устройством: взяли резиновые баллоны и затолкали в шкуру из толстой кордуры, застегнув на молнию. Смотрится крепко, но странно. Конструкций каркаса — нет, равно как и деки.

Пакрафты как подвид надувных байдарок.


Пакрафт — очень молодое и узкоспециализированное ответвление надувных лодок. Его придумали для одиночных сплавов с малым количеством снаряжения. Характерная особенность лодки — облегчённые материалы и, как следствие, минимальный вес. Чаще всего их используют для непродолжительных сплавов по бурной воде и при прохождении водных преград в пеших и вело-походах. Заниматься озёрным, а уж тем более морским каякингом на таком судне попросту неудобно, хотя некоторые умудряются…

Эти лодки производят все кому не лень множество фирм в виду простейшей конструкции и скромных размеров самого судна. На ютутбе даже есть видео-инструкции как собрать пакрафт из говна и палок своими руками в домашних условиях. Самые распространённые модели пакрафтов выпускают фирмы Таймтриал, «Пакрафт Синица» и Тритон.

Надувные байдарки

В качестве итога


Важно понимать, что нет плохих или хороших конструкций байдарок и каяков, ведь каждая из них по своему уникальна и служит для определённых целей. Так морской каяк не везут на сплав 5кс на Алтай, а на «надувнушке» без деки не пытаются оплыть Кольский полуостров. У любой байдарки есть своё предназначение и встав перед выбором, какую лодку приобретать, Вы должны чётко понимать условия её использования