Меню

Сравниваем байдарки и каяки

плюсы и минусы основных классов
С начала 2000х годов заметно вырос интерес людей к активному отдыху и туризму, что, среди прочего, оказало влияние и на рост рынка производства плавательных средств. На сегодняшний день существует много разновидностей байдарок для спорта и туризма, основные из них:
— надувные и каркасно-надувные, где надувная часть доминирует над каркасом и выступает основой;
— каркасные и каркасно-надувные, где каркасная часть преобладает над надувной;
— пластиковые, полиэтиленовые и композитные — неразборные каяки закрытой конструкции, либо «Sit-on-top».

Менее распространённые виды:
— пластиковые разборные двух- и трёхсекционные.
— пластиковые разборные по принципу оригами.
— деревянные реечные или из фанеры.
— пакрафты: надувные короткие лодки для бурной воды

Поговорим о самых распространённых — первых трёх видах конструкций байдарок и каяков. Они популярны у байдарочников и продаются, наверное, в большинстве регионов России. Условимся, что рассматривать будем только те классические лодки, которые приводятся в движение мускульной силой гребца (без паруса и мотора) и, преимущественно, с помощью рук. Монстров, которые двигаются посредством кручения педалей, как в прогулочном катамаране, рассматривать не будем.

Допустим, нам требуется байдарка для путешествий. Сфера применения искомого каяка — прибрежные районы морей и крупных озёр, спокойные несложные реки. Для ответа на вопрос «Какой тип байдарки лучше?» сравним плюсы и минусы трёх типов конструкций.
Байдарка надувная синего цвета на белом фоне

НАДУВНЫЕ БАЙДАРКИ

ПЛЮСЫ

— цена. В России стоимость начинается примерно от 40 000 рублей за новую лодку.
— вес. Двухместная модель будет весить порядка 20 кг.
— габариты в собранном виде. Средний размер упакованных «двушек» этого класса — 100×40×40 см.
— скорость сборки. Опытный человек в одиночку соберёт «надувнушку» с элементами каркаса за 15 минут.
— остойчивость. Подавляющее большинство представителей этого класса — «пузатые», т. е. достаточно широкие лодки. Совершить непреднамеренный «оверкиль» (перевернуться через бок) в спокойной воде на них крайне затруднительно.
— условная непотопляемость. В конструкции надувных байдарок присутствует от 2 до 6 надувных баллонов: порвать все и сразу — непростая задача. И даже если эту задачу выполнить, то байдарка наверняка ещё 10−15 минут будет держаться на плаву.
— малая осадка. В среднем, это цифра 10−15 см, в зависимости от строя каяка. Такая осадка позволяет проходить мелкие участки водоёмов: шиверы и отмели.
— грузоподъёмность. Двухместная надувная байдарка, способна принять на борт до 300 кг груза, включая вес гребцов.

МИНУСЫ

— ходкость. Надувные байдарки уступают в скорости каркасным и пластиковым на 2−3 км/ч при прочих равных и отсутствии ветра.
— полезный внутренний объём. Из-за больших бортовых баллонов в надувной байдарке мало места для размещения вещей.
— парусность. Большие баллоны и закреплённое снаружи корпуса байдарки снаряжение создают изрядную парусность: против ветра идти на таких каяках значительно тяжелее, чем на пластиковых и каркасных.

Байдарка каркасная желтого цвета на белом фоне

КАРКАСНЫЕ БАЙДАРКИ

ПЛЮСЫ

— габариты в собранном виде. Средний размер упакованных «двушек» схож с надувными байдарками — 120×40×40 см
— остойчивость. Туристским каркасным байдаркам, созданным для походов и сплавов, свойственно быть «пузатыми». И пускай они менее остойчивы, нежели надувные, но уж точно лучше в этом отношении, чем многие пластиковые модели.
— ходкость. Большинство представителей этого класса обладают неплохими скоростными характеристиками, в сравнении с надувными байдарками, и совсем незначительно уступают по этому показателю пластиковым собратьям.
— полезный внутренний объём. В среднестатистическую каркасную байду входит больше вещей, нежели в среднестатистический пластиковый каяк. С надувными байдарками и сравнивать не приходится: они серьёзно уступают «каркасникам» по этому параметру.

МИНУСЫ

— вес. Каркасные лодки тяжелее, чем надувные. Средний вес двухместной байдарки этого класса — 30 кг.
— сложность и время сборки. Сборка советских моделей каркасных байдарок — процесс овеянный байками и легендами. Современные собираются немного проще и чуть быстрее, но всё равно уступают в этом "надувнушкам".
— потопляемость. Если каркасная байдарка не снабжена надувными страховочными элементами, то она довольно легко затонет, просто набрав внутрь себя воды. Поэтому на байдарках этого класса крайне не рекомендуется ходить без «юбок» и «фартука».

Пластиковый одноместный каяк на белом фоне

ПЛАСТИКОВЫЕ КАЯКИ

ПЛЮСЫ

— скорость. В массе своей «пластики» быстрее аналогичных «надувнушек» и «каркасников». Никакой магии здесь нет: пластмассе проще придать нужную форму, нежели каркасу, обтянутому оболочкой, и уж тем более надувным баллонам.
— прочность. Чтобы сломать пластиковый каяк — нужно серьёзно постараться. Порвать шкуру каркасной байдарки или баллон надувной гораздо проще.
— не требуют сборки. Подготовка пластикового каяка к заплыву занимает минимум времени: поставить лодку на воду и загрузить снаряжение.

МИНУСЫ

— неразборная конструкция. Гараж, дача, база отдыха и транспортировка на автомобиле… При средней длине в 5 метров, увы, но других вариантов хранения и доставки к водоёму у таких каяков просто нет.
— вес. «Пластики» весят 35 кг и больше, в зависимости от вместимости и размеров лодки: одному человеку лодку транспортировать будет неудобно.
— цена. В России можно купить пластиковые каяки китайского производства начиная от 40 000 рублей за простейшие модели формата «Sit-on-top». Европейские и американские лодки будут стоить от 110 000 рублей, а за байдарку или морской каяк из композитного материала стали раритетом и за них придётся выложить не меньше 180 000 рублей.
— полезный внутренний объём. Здесь пластиковые байдарки похожи на надувные: места в них маловато. Ситуацию усугубляет то, что сверху на пластиковый каяк особо ничего не нагрузишь: и без того не блещущий остойчивостью, гружёный каяк может легко перевернуться.
— остойчивость. Большинство представителей этого класса — узкие и потому слабо остойчивые лодки. Здесь даже применяется термин «эскимосский переворот» — когда гребец возвращает лодку в нормальное положение из перевёрнутого силой взмаха веслом под водой.

В качестве итога

Разобравшись с основными преимуществами и минусами каждого класса, резюмируем для кого подойдут те или иные байдарки
Надувные байдарки — хороший вариант для начинающего гребца или человека, который редко ходит на байдарке. Не стоит отходить на такой лодке далеко от берега, а лучше и вовсе воздержаться выходить на открытую «большую воду». Простые в сборке, компактные и легко транспортируемые, такие байдарки станут достойным началом истории увлечения греблей и водным туризмом.

Каркасные байдарки понравятся опытным, но редко плавающим гребцам. Один — два больших водных похода в сезон и редкие выезды на ПВД — это про «каркасники». А ещё такую лодку удобно хранить дома и легко перевозить в общественном транспорте: автобусе, метро или поезде.

Пластиковые каяки — удел доморощенных «каякеров», станций проката и баз отдыха. Их невозможно хранить дома и крайне неудобно транспортировать… Но когда вы окажетесь на воде в пластиковом или композитном каяке, то поймёте, что это качественно новый уровень гребли. Бонусом будут завистливые взгляды других туристов-водников и неловкие вопросы о стоимости лодки :) Да и с эстетической точки зрения пластиковые модели смотрятся красивее надувных и каркасных собратьев, хотя это уже дело вкуса…

ПОДЕЛИТЕСЬ СТАТЬЕЙ

Если Вам понравилась наша статья, поделитесь с друзьями. Вместе интереснее!

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ