Из тех лодок, что выпускаются в настоящее время стоит отметить «Ладога», «Вектор» и «Варзуга» производства фирмы Тритон (Россия, СПб), «Нерис» производства фирмы НЭРИС (Украина) и «Маринка» производства Мастерская ФМК (Россия, Подольск).
Устройство большинства каркасных байдарок однотипное: форштевень, кильсон и ахтерштевень, шпангоуты, стрингера, мидельвейсы и фальшборта, образующие кокпит. Некоторые модели комплектуются рулём, дополнительно устанавливаются аутригеры и парусное вооружение.
«Шкуры» (оболочки каркаса) бывают закрытые, оставляющие только «очки» для гребцов, а бывают открытые, фиксирующиеся фальшбортами. В случае с открытой шкурой, для упреждения попадания в байдарку воды, используется крышка кокпита (в народе — «фартук»), а очки всегда закрываются «юбками», которые надеты на гребцов.
Если в каркасной байдарке нет штатных надувных элементов, то для повышения плавучести такая лодка комплектуется надувными емкостями, которые размещаются на кормовой и носовой её частях.
К плюсам этого типа байдарок можно отнести компактность разобранной конструкции, вместимость в собранном виде и универсальный строй, который даёт достойные скоростные характеристики, порой не уступающие пластиковым каякам, с сохранением хорошей остойчивости. Не смотря на кажущуюся сложность, многосоставная конструкция каркасной байдарки ремонтопригодна и достаточно надёжна. Автор этой статьи лично не раз ломал и потом чинил «Таймень» в полевых условиях.
Есть у каркасных каяков и минусы — это значительный вес, в сравнении с надувными, сложность сборки и большое количество элементов каркаса, которые можно сломать, потерять или забыть дома.
Резюмируя, можно уверенно сказать, что каркасные байдарки — отличный вариант для тех, кому уже мало возможностей надувнушек, а пластиковые каяки слишком сложны в транспортировке и проблемны в хранении. Подробнее о тех и других можно прочитать в наших статьях!